Тамерлан — Суфий, Рыцарь Чистоты. Человек. Миф. Легенда. Все что вы не знали о Тимуре

Я представляю портрет Тамерлана и рассказ о нем. Мой рассказ о великой незаурядной личности, о правителе и полководце, покорителе 3-х миров, Сохиб киране, обладателе, счастливого сочетания звезд, Паладине, светлом рыцаре ислама, железном Хромеце — Тимуре. Тамерлана помнят как завоевателя, который сравнял с землей древние города, уничтожил целые народы. И мало кто вспоминает, что он был  покровителем искусств, литературы и архитектуры, дружил с великими мудрецами востока и был на одной ноге с правителями Европы. Строил по всей Азии школы — медресе.  Преклонялся перед наукой и знанием, мудростью суфиев и сам был суфием, человеком веры и знания. Очень сложная личность, вокруг которой сложено немыслимое количество мифов и легенд, притч и сказаний. Жизнь Тамерлана продолжает интересовать нас спустя шесть столетий после его смерти. Я написала этот портрет очень давно, так я увидела его…  Не похож он у меня на злобного страшного завоевателя. Хотя нет смысла утверждать, что он был добрым и милым повелителем мира. И все же… Я его увидела другим… светлым, солнечным, сияющим и очень красивым и мощным. И Я не хочу рассказывать о его темной стороне личности, об ужасах которые он наводил на своих врагов и сколько стран и народов он завоевал и покорил, и сколько оставил после себя гор черепов (которые, кстати, так и не найдены) это все вы можете услышать в многочисленных фильмах о Тимуре, сделанных под одну копирку. Расскажу я о его светлой части личности, то что увидела я. Для меня он  удивительный человек, загадка, мистик, миф, легенда. Тимур  получил блестящее образование, его учителями были суфиские шейхи из орденов сухравардийа, ясавия и накшбандиа. Позже Тимур возведет Культ суфийских шейхов как мусульманских святых на государственном уровне и построит им величественные невероятные по своей красоте мавзолеи. Мавзолеи шейхов Нур ад Дина Басира, шейха Бурхан ад Дина Сагарджи (Рухабад) и мавзолей Тимуридов (Гур-Эмир) Кстати, они все расположены на одной оси. Этим подчеркивалась духовная связь Амира Тимура и тимуридов  с высокочтимыми шейхами.   Он   в совершенстве владел арабским, персидским и тюркским языками. Первым его учителем был легендарный суфийский шейх имам  Шамс ад-дин Кулял из ордена «сухровердия». По профессии он был гончаром, по призванию – богословом, философом, мыслителем.  Именно он вдохновил Сохибкирана идеей высокого предназначения, как будущего властителя мира. Шамс адДин Кулял не дожил до момента провозглашения Амира Темура верховным правителем и Сохибкиран уже в первые годы правления возводит над его могилой в Кеше монументальный мавзолей, фактически ставший первым значительным персонифицированным архитектурным сооружением Амира Темура. Также известны Зайнуд-дин Абу Бакр Тайбади, крупный хоросанский шейх и Шамсуддин Фахури — гончар, видный деятель тариката накшбандия.  Главным же духовным наставником Тимура был потомок пророка Мухаммеда, шейх Мир Саид Барака из ордена Ясавия. Именно он вручил Тимуру символы власти: барабан и знамя, когда он пришёл к власти в 1370 году. Мир Сайид Барака предсказал эмиру великое будущее. Тимур  повелел похоронить себя у него в ногах в мавзолее Гур-Эмир, дабы тот заступился за него, великого грешника, на Страшном суде. По данным арабского историка Ибн Арабшаха Тимур постоянно говорил: «Все что я достиг в государстве и завоеванные мною сильнейшие страны — все это достигнуто из-за молитвы и благословения шейха Шамсуддина ал-Хаворийа и вся нашедшая удача только от Саида Бараки».Очень много споров идет о том, к какому же суфийскому ордену — тарикату он принадлежал — сухравардийа, ясавия или накшбандиа. Немножко расскажу о них. Основателем  ордена сухравардийа считается суфийский мыслитель Омар Сухраварди. Он разработал философию Озарения. Приверженцем мистического пути Сухраварди был и великий персидский поэт Саади Ширази. В философии Озарения, говорится, что «Действие сердца не должно быть слабым, а бодрствующая душа не должна дремать. Когда сердце привыкнет к Аллаху и достигнет «скрытого вдохновения», оно станет непосредственным слушателем голоса Аллаха. Согласно учению Сухраварди, такие качества, как деятельность, спокойствие, честность, добропорядочность, смирение, покорность, вежливость, приветливость, мягкость и праведность необходимы для суфия.  Члены ордена оказали большое влияние на деятельность мистиков Индии, Персии, Африки. Суфийский тарикат Ясавия, был основан суфийским поэтом, одним из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире Ахмедом Ясави. Прохождение Пути у ясавийа было одним из самых сложных среди суфийских тарикатов других регионов. Ходжа Ахмед предупреждал шейхов, что, не познавшие в конечном итоге семидесяти наук и не прошедшие семидесяти стоянок, стоят не больше идола. Школа дервишей под названием Ходжахан («Мастера«) возникла в Центральной Азии и оказала очень сильное влияние на развитие индийских и турецких государств. Многие авторитеты считают эту школу самой древней из всех мистических «цепей передачи». Ходжа Бахааддин Накшбанд является одним из величайших представителей этой школы. После него орден стали называть Цепью Накшбандийа «Мастера Чеканки». Накшбанд говорил, «Каждый Совершенный Человек в некотором смысле идентичен любому другому, достигшему такого же состояния. Это означает, что ученик, правильно настроенный при помощи энергии Школы, может вступить в контакт со всеми Великими, подобно тому, как Они связаны друг с другом, минуя пространство и время.» Я расскажу очень короткую притчу, которая называется «ОТВЕТЫ БАХААДДИНА»
Много вопросов, один ответ.
Я попал в город, вокруг толпились люди…
Они спросили: «Откуда ты родом?»
Они спросили: «Куда путь держишь?»
Они спросили: «С кем идешь?»
Они спросили: «А твоя родословная?»
Они спросили: «Чей ты наследник?»
Они спросили: «Чего ищешь?»
Они спросили: «Кого понимаешь?»
Они спросили: «Кто понимает тебя?»
Они спросили: «Какого учения придерживаешься?»
Они спросили: «Кто обладает океаном учения?»
Они спросили: «У кого нет никакого учения?»
Я ответил им:
«Что вам кажется множественным — едино;
Что вам кажется простым — отнюдь не таково;
Что вам кажется сложным — до смешного просто.
Для всех вас у меня один ответ: «Суфии». Так вот Чтобы понять, кто такой был Тимур, надо понимать кто такой Суфий…. Суфиев называют Рыцарями Чистоты (Сахаба-и-Сафа) за сильное стремление к этической безупречности. «Суфий» — это тот, кто влюблён в Истину и движется к Совершенству.  Основой постройки под названием суфизм является любовь (махабба). Любовь — это сила, которая ведёт к принятию того, что в мире нет ничего, кроме Бога, который является одновременно и Любящим, и Любимым. Центральная тема жизни Суфиев — свобода души. Основной идеал каждой суфийской школы — достигнуть совершенства, о котором Иисус Христос размышлял в Библии: “Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный”. В склепе, где покоится Тимур, на одной из мраморных плит выгравирована надпись на древнеарабском языке. Она содержит 16 имен Тимура и цитаты из Корана, а заканчивается предостережением: «Все мы смертны и в свое время уйдем из жизни. Много великих людей было до нас и будет после нас. Кто позволит себе возвыситься над другими и обесчестит прах предков, того постигнет ужасная кара». Заслуживает внимания число имен Тимура на той плите, а именно 16.  Считается, что это — знак совершенства, символ полноты и божественной справедливости, разрушающей все ложное и неустойчивое. При жизни Тимур довольствовался титулами довольно скромными: Великий эмир, Хозяин счастливых совпадений звезд, Султан.  Он распорядился положить себя в ногах у своего духовного учителя, имевшего репутацию святого. Я не буду останавливаться на том, как советские исследователи вскрыли гробницу для изучения праха Тимура 21 июня 1941 года. Никому не нужно напоминать, что произошло вскоре. Перезахоронен он был с почестями спустя год. Только тогда наступил переломный момент в Великой отечественной. А теперь, когда я только слегка коснулась, глубочайшей темы суфизма, я вернусь к Тимуру. Я расскажу не о великом завоевателе, а о великом архитекторе, режиссере, садовнике и мистике. И это в следующей  части моего рассказа. Итак, все что вы не знали о Тимуре. Собираю по крупицам новый портрет Тамерлана. Очень любопытно, европейские и азиатские хроники описывают абсолютно двух разных по внешности людей. На гравюрах из европейских источников на нас смотрит — европеец, а с восточных портретов (которые сделаны, через несколько веков, после его жизни, он естественно азиат. Личность Тамерлана окутана тайнами и загадками, а ответы на некоторые вопросы о нем не могут дать даже современные ученые. Ростом он был около 180 сантиметров. У него были длинные волосы, рыжего цвета, заплетенные в косы, борода и усы, которые над губой он не подрезал. Кстати, Герасимов на своей реконструкции изобразил его со стриженными усами, что было не правдой и сам в отчете признавался, что добавил ему азиатских черт, хотя перед ним был явный европеойд. Остались словесные описания путешественников. Наиболее точным, несомненно, является то, что вышло из-под пера Ибн Арабшаха: «Он был велик и крепок. У него была крупная голова, высокий лоб, кожа его была белой и тонкой… его плечи были широки, ноги длинны, руки сильны. Он был увечен на правые ногу и руку. Носил длинную бороду. Блеск его взгляда был трудно переносим, его голос был высок и силен».  А теперь о Тимуре, как о великом архитекторе своего времени. На своем дворце Ак-Сарай в Шахрисабзе Тимур оставил запись:  «Усомнившись в нашей мощи, посмотрите на наши строения». Перед Тимуром пали многие великие города Востока. Непокорные Антиохия, Алеппо, Балх и Багдад, Дамаска и Дели, Кабул, Шираз, Исфахан и др. превратились в руины. Он щадил города, которые сдавались без сопротивления, и разрушал те, которые оказывали сопротивление, т. е. как заповедовали боги. Однако, хотя Тимур разрушал сопротивляющиеся или восставшие города, он же их и восстанавливал ради процветания сельского хозяйства и торговли, приносящих доход казне. Подобно индийскому богу Шиве, он был разрушителем и строителем одновременно и этим он отличался от остальных завоевателей. Своей столицей он выбрал г. Самаарканд. Интересно, что к тому времени  Самаарканд представлял из себя мертвый город, древний Афрасиаб, разрушенный чингизидами. Свой Самаарканд Тимур построил с нуля, на новом месте недалеко от развалин старого города. За свое правление, он не только сотворил самый красивый город Азии, но и сделал его центром науки, искусства, мудрости, знания и духовности. Превратив Самарканд, в основную строительную площадку империи, Тимур с упоением занимался архитектурным творчеством и в других населенных пунктах. Так, в Бухаре он восстановил мавзолей Чашма Аюб; в Яссе по его велению отреставрировали гробницу и построили мавзолей святого Ахмеда Ясави и большую мечеть, в его родном городе Кеше, кроме Ак-Сарая, Белого Дворца, были восстановлены мавзолеи отца и сыновей Джахангира и Омар-шейха. Стремясь к тому, чтобы в каждом городе имелось по медресе, он настроил их сотни по всему Востоку.  Известно, что Тимуровы войны не остановили градостроительной деятельности в Иране и в других завоеванных городах востока. Тимур всегда стремился к созданию чего-то уникального, возвышенного, совершенного. Тимур хотел чтоб во всех городах его империи было голубое небо и золотые звезды и куда бы он не ступал,  в небо устремлялись голубые купола. Говорят, что именно он придумал их дизайн в виде шатра, а также лукообразные, ребристые, двойные, тройные. Самаарканд, первым получил статус города с голубыми куполами. После одного из своих военных походов в Индию в 1399 году он отдает приказ о постройке самой большой мечети на то время… купол которой был настолько прекрасен, что описывая его Ибн Арабшах скажет:  «Купол был бы единственным, если бы небо не было повторением, и единственной была бы арка, если бы млечный путь не оказался ей парой» К сожалению эта мечеть не сохранилась до нашего времени. Разгромив Золотую Орду, Тимур каким-то мистическим образом не тронул Русь.  И тем самым сделал возможным стать Руси самостоятельным государством. Став можно сказать одним из праотцов крупнейшей евразийской сверхдержавы. Правители Франции, Англии, Византии, Египта и Китая вели с ним диалог. Причем Тимур их называл своими младшими братьями! Он сделал  для Европы огромную услугу, разгромив непобедимого Баязида 1 Молниеносного, спас европейские народы от османских вторжений, интересно, что его самого Европа не особо интересовала. Садовник Тимур. Везде, где имелась вода, разбивались сады, цветники при Тимуре занимали необозримые площади. Разбивка садов была одной из самых постоянных забот Тамерлана и его последователей, в частности Бабура, а затем и всех моголов Индии — Шах Джахана (создателя Тадж-Махала) и Акбара и др. Безгранично влюбленный в Самарканд Тимур постановил превратить его в метрополию, достойную его величия. Не находя ничего хорошего в гармоничном беспорядке восточных городов с их узкими и кривыми улочками, он разработал настоящий градостроительный план и прорезал город проспектами один шире другого (рассказывают, что всего за сутки по его велению были снесены все дома, стоявшие вдоль некоего бульвара, который ему захотелось расширить), расходящимися, подобно лучам, от центральной площади Регистана, три стороны которого украшают построенные позднее медресе Улугбека, Шир-дор и Тилля-кари. По его же слову была возведена цитадель, Арк, с запада опирающаяся на городскую стену, с расположенным в центре Кёк-Сараем, или Голубым Дворцом, резиденцией монарха. Город окружали покрытые газоном участки и сады, такие большие, что в одном из них как-то заблудилась лошадь и на ее поиски ушло несколько дней. В садах имелись павильоны, дополнительные резиденции Великого эмира, куда, по словам Ибн Арабшаха, в его отсутствие могли входить все, независимо от социального положения. Увы, от этих садов не осталось и следа, только описания, в летописях. Севернее города находился Баг-и-Шамаль (Северный сад), где в 1397 году по приказу Тамерлана построили павильон, облицованный фаянсовой плиткой; по свидетельству летописцев, это сооружение по своему великолепию не имело равных. В том же 1397 году Тимур приказал разбить в степи Кан-и-Гуль сад, который своими размерами должен был превзойти все остальные, и, посвятив его своей очередной жене — дочери Хизир-ходжы из Моголистана, — назвал Садом, открывающим сердце Баг-и-Дилафша. Длинные аллеи сикомор и фруктовых деревьев вели к небольшой центральной беседке, окруженной беломраморными колоннами, где он любил принимать послов.  Баг-и-Нов (Новый сад) представлял собой обширный квадратный участок, окруженный высокой стеной, на четырех углах которой имелось по круглой башне; в зеркале длинного бассейна отражался декорированный синими с золотом плитками, покрытыми глазурью, дом, стоявший посреди фруктовых деревьев. Баг-и-Чинар был, платановым садом.  В Баг-и-Бе-хеште (Райском саду) над обрамленным кустами цветником возвышался очередной павильон. Я думаю, если бы все это увидел Людовие 14, он бы умер от зависти) Великий стратег и полководец, правитель, супер герой, шахматист, музыкант, поэт, шаман, мистик, мыслитель, архитектор, дизайнер (он разработал форму для своего войска), садовник — не много ли для одного человека? Нет, он был абсолютным Гением своего времени! Превзойти других, превзойти самого себя — вот требование, которое он предъявлял и самому себе, и другим. Этот человек, у которого, казалось, отсутствовало чувство меры и в котором иные видели ясновидца или полубезумного, в действительности обладал холодной головой и умел оценить любой степени риска и взвесить все шансы, оставляя случайности самое незначительное место. Когда он бросал вызов невозможному, он уже знал, что это невозможное возможно.  Он был игроком! Конечно, он не всегда играл наверняка, но неизменно действовал с уверенностью подлинного игрока в шахматы. Он считал, что нельзя быть властелином мира, не будучи хозяином самого себя. Хладнокровие Тамерлана было абсолютным, и ничто не могло выбить его из колеи.  В Сирии его шатер был установлен напротив вражеской крепости; однажды, подчинясь необъяснимому порыву, он вышел наружу и в это самое время катапульта противника выпустила огромный камень, угодивший точно в его палатку. Тимур не повел даже бровью, увидев в этом божье покровительство. Бывая слишком напряженным, утомленным, готовым поддаться плохому настроению, он доставал свою шахматную доску. Безграничная любовь к игре, которой он увлекся еще в детстве и отличным мастером которой слыл, его успокаивала, отвлекала от забот, снимала нервное напряжение. Известно, что, когда в Анатолии по завершении самой великой баталии той эпохи ему привели пленного Баязида, он после страшного приступа гнева принялся за шахматы. Тимур окружил себя людьми знания, суфийскими мастерами, а также астрологами. Он охотно их слушал и, пожалуй, обойтись без них не мог, однако последние решение оставлял за собой. Перед Делийским сражением Тамерлан по привычке созвал их и пожелал узнать приговор светил. Тот оказался неблагоприятным, о чем ему было сообщено. Пожав плечами, он проговорил: «Экая важность — совпадение планет! От звезд не зависят ни радость, ни горе, ни счастье, ни несчастье! Я ни за что не стану откладывать исполнение того, для осуществления чего я принял все необходимые меры». Он был одарен невероятными парапсихическими способностями. Своим острым взглядом, почти невыносимым, он пронзал собеседников, предугадывая их реакции и ответы. Говорили, что он читал чужие мысли, и проникал в секретные намерения врага. Воюя в Моголистане, Тимур увидел во сне, что его сын Джахангир находится при смерти, и он тут же остановил боевые действия и возвратился в Самарканд.  Он был уверен, что действует от имени Бога и согласно с его волей. Он поддерживал с Богом особые отношения и считал себя «божьей тенью на земле». Тамерлан никогда не тщеславился той или иной победой, взятием какого-либо города, считая это божьим даром. Тимур поддерживал контакты с потусторонним миром посредством снов и с помощью посещавшего его существа, ангела или некого духовного покровителя, которого он называл  «серебряным вестником». Этот вестник позже будет приходить во снах и к его потомкам — Шахруху, Улугбеку, Гамаюну, Бабуру, Шах Джахану и Акбару и другим, все они опишут его в своих жизнеописаниях, как покровителя рода Тимуридов «серебряного вестника Аллаха», который вел их путем истины и благославлял на свершения. Вот как описал Акбар небесного покровителя Тимуридов. «Под деревом Акбар имел видение. Серебряный вестник неожиданно предстал и сказал: «Вот видишь Меня в первый и в последний раз, будто Меня не бывало. Будешь строить Царство и в нем Храм будущий. И как Владыка пройдешь поле жизни, неся в духе Храм будущий. И потом Вестник загорелся серебром, и листья дерева стали прозрачными и радужными, и после затрепетал воздух и всё пришло в обычный вид.»Да, еще одна грань Тимура! Он был гениальным режиссером — постановщиком массовых зрелищ! Он все доводил до колоссальных размеров, превращая придуманное им в нечто грандиозное, яркое и зрелищное. Например, он первый в своем роде вел дизайн военной формы. Его войско было прекрасно экипированно, у каждого подразделения был свой цвет и стиль. Сверкающие на солнце шлемы и панцири, развевающиеся на ветру знамена-туги производили на врага сильнейшее впечатление. Он обожал праздники и грандиозные парады! Великолепные шествия мастеровых, дефилирующих по площадям со своими лучшими произведениями в руках в расшитых халатах; полевые станы, раскинувшиеся на безмерных пространствах; шатры в сто метров длиною и в два десятка метров шириною, покрытые бархатом или шелком и поддерживаемые тридцати метровыми столбами, расписанными белой краской и золотом. Такие огромные, что в них свободно размещались более двадцати тысяч человек. Пышные приемы, где столы в десятки метров длиной, ломились от яств и напитков, и где играли лучшие музыканты. Ночные празднества, освещавшиеся множеством огней и разноцветных фонарей. Меха, шелка, драгоценные украшения, золотая и серебряная посуда; металлические деньги и самоцветы, дождем сыпавшиеся на гостей — для Великого эмира ничто не было слишком красивым, чрезмерно дорогим; он мог позволить себе все, ибо богатства его были неисчерпаемы. Тимуровы богослужения своею пышностью равнялись тем, что устраивались римскими императорами и багдадскими халифами, а может быть, и превосходили их. Великий эмир любил диспуты богословов, с любопытством присутствовал на спорах шиитов с суннитами. В Анатолии он скрашивал свои вечера тем, что созывал ученых мужей и просил их поспорить в его присутствии «о самых красивых вопросах науки и веры». В Мардине Тимур одарил христианскую общину, в Ливане посетил монахов-христиан, отстоял службу и этими встречами был очень доволен. Музыкант. Тимур любил музыку, и говорят сам искусно играл на кифаре, абсолютно все его праздники сопровождались концертами. Любопытно, что вкус его был эклектичен: он с равным вниманием слушал арабских, тюрксих, персидских и китайских артистов. Воюя в разных странах, Тамерлан восхищался произведениям искусства, доставшимся ему в добычу. Он устраивал грандиозные арт галереи в своих дворцах или в парадных шатрах. Юморист. У Тимура было прекрасное чувство юмора и он умел ценить остроумие других. Повелев казнить придворных Мираншаха за то, что они вовлекли его в разврат и тиранию, он помиловал шута за то, что дурак, прежде чем взойти на эшафот, поворотился к шедшему за ним эмиру и сказал: «После вас, Ваше Высочество, поскольку вам всегда хотелось быть впереди меня». А в Ширазе Тамерлан высоко оценил остроумный ответ поэта Хафиза, которого упрекнул за хулу, высказанную в адрес Бухары и Самарканда. Существует предание о том, как Тимур не раз встречался с великим юмористом XIII века Ходжой Насреддином! Сохранилось огромное количество притч о Тимуре и Ходже. Мистик. Думаю, Тимур был гением и мистиком одновременно. Я закончу свой рассказ легендой об удивительном камне Чинтамани, по легенде этим камнем владел Тимур. Камень обладал мощнейшей энергетикой и влиял на судьбы людей. Чинтамани, Сокровище Мира — фрагмент главного Камня, который находится в Гималаях и является космическим магнитом, обладающим огромной проникающей силой психического и духовного воздействия на сознание людей. Его самое непостижимое и таинственное свойство — энергетический ритм. Это ритм Сердца нашей Вселенной, которое находится в пространстве созвездия Орион. По легенде он был прислан с Ориона. Царь Соломон приказал отбить часть камня и вставить в серебряный перстень, с которым никогда не расставался. После Соломона камнем владел Тимур, позже его потомок  Акбар — великий объединитель Индии. Этот камень считался ответственным за духовную эволюцию на Земле. Несомненно, Чинтамани обладает огромной духовной энергетикой, и, скорее всего, он существует на границе третьего и четвертого измерений, а потому частично не видим (не проявлен в нашем земном мире). Последними владельцами камня были Елена и Николай Рерихи, они взяли себе на свой флаг Три кольца, (владеющий тремя мирами) символ Тимура, родовую печать Тимуридов и герб Самаарканда. Имели ли они на это право? У Тимура они не спросили) Согласно Рерихам, работавшим с Учителями Шамбалы, Тимур не только владел камнем Чинтамани, но и руководствовался Учителями Вселенной. Я думаю, для всех нас Тимур так и останется не разгаданной личностью, загадкой, Человеком, Мифом, Легендой! Всем мира!

Добавить комментарий